Preview

Scriptorium slavicum

Расширенный поиск

Возможный источник изображения лошадей на конных портретах царей в XVII в.

https://doi.org/10.20913/script-2024-2-01

Аннотация

Развитие портретного искусства, на которое значительное влияние оказали художественные приемы мастеров Западной Европы, является одним из наиболее важных аспектов изменения культуры России накануне Нового времени. Среди известных примеров таких портретов (парсун) можно назвать конные изображения царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Считается, что они были созданы с середины 1670-х до первой половины 1680-х гг. художниками Оружейной палаты, которые иллюстрировали «Царский титулярник» 1672 г. и его списки. В научной литературе, посвященной конным портретам, как правило, анализируются изображения всадников – царей. В статье исследуются изображения лошадей, выдвигается гипотеза о том, что их художники могли частично подражать гравюрам в книгах Антуана де Плювинеля об искусстве верховой езды. Его богато иллюстрированные книги попали в Москву и там же были переведены в 1670 и 1677 гг. Роскошные рукописи переводов включали гравюры, вырезанные из книг, и были раскрашены художниками царского скриптория, подготовившими подносные экземпляры Титулярника.

Об авторе

Д. K. Уо
Университет штата Вашингтон
Соединённые Штаты Америки

Дэниэл Kларк Уо - PhD, почетный профессор, Исторический факультет, Университет штата Вашингтон

318 Смит Холл, Почтовый ящик 353560 Сиэтл, штат Вашингтон, 98195-3560



Список литературы

1. Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. Москва : Искусство, 1984. 339 с.

2. Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. Водить, вождение // Славянские древности : этнолингвист. словарь. Москва, 1995. Т. 1. С. 390–392

3. Гербы городов, губернии, областей и посадов Российской Империи, внесенные в Полное собрание законов с 1649 по 1900 г. / сост. П. П. фон-Винклер. Санкт-Петербург : Тип. И. М. Комелова, 1900. xxix, 222 с.

4. Каган М. Д. Титулярник // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Санкт-Петербург, 2004. Вып. 3 : (XVII в.), ч. 4. С. 26–29 Kagan MD (2004)

5. Каменцева Е. И., Устюгов Н. В. Русская сфрагистика и геральдика. 2-е изд. Москва : Высш. шк., 1974. 264 с.

6. Кудрявцев И. М. «Издательская» деятельность Посольского приказа. (К истории русской рукописной книги во второй половине XVII века) // Книга. Исследования и материалы. Москва, 1963. Сб. 8. С. 179–244

7. Лаврентьев А. В., Матвеева Е. Н. Леонтий Гросс // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Санкт-Петербург, 1992 Вып. 3 : (XVII в.), ч. 1. С. 243

8. Лакиер А. Б. Русская геральдика. Москва : Книга, 1990 (переизд. 1855 г.). 432 с.

9. Майер И. Латинские стихотворения из Equile Ioannis Austriaci в русском переводе 1677 г. // Sub specie aeternitatis : сб. науч. ст. к 60-летию В. Б. Крысько. Москва, 2021a. С. 626–653

10. Майер И. Русский перевод книги Антуана де Плювинеля L’Instruction du Roy / Reitkunst с немецкого языка // Verbunden mit den Slaven. Festschrift für Swetlana Mengel. Berlin, 2021b. С. 123–160

11. Майер И., Русаковский О. В. «Книга лошадиного учения» Антуана де Плювинеля в русском переводе 1670 г. // Переводчики и переводы в России конца XVI – начала XVIII столетия : материалы междунар. науч. конф., Москва, 12–13 сент. 2019 г. Москва, 2019. С. 70–76

12. Майер И., Янссон О., Русаковский О. В. Латинское стихотворение в русском переводе 1670 г.: похвала королю Людовику XIII из книги Антуана де Плювинеля «Maneige Royal» // Slověne. 2021. Vol. 10, № 1. С. 296–321. DOI: 10.31168/2305-6754.2021.10.1.13

13. Мордвинова С. Б. Парсуна, ее истоки и традиции : дис. … канд. искусствоведения. Москва, 1985. 225, 55 с.

14. Некрасова М. А. Новое в синтезе живописи и архитектуры XVII века (роспись церкви Ильи Пророка в Ярославле) // Древнерусское искусство, XVII век. Москва, 1964. С. 89–109

15. Николаев П. В. Парсуны всадников конца XVII в. Проблема атрибуции // Наука и школа. 2011. № 4. С. 123–128

16. Николаев П. В. Предметный мир парсуны : автореф. дис. … канд. искусствоведения. Москва: Древлехранилище, 2014. 27 c.

17. Николаева М. В. Словарь иконописцев и живописцев Оружейной Палаты 1630–1690-е годы: дворовладения, события повседневной жизни, работа по частным заказам. Москва : Древлехранилище, 2012. 432 с.

18. Овчинникова Е. С. Портрет в русском искусстве XVII века. Материалы и исследования. Москва : Искусство, 1955. 138 с.

19. Портреты, гербы и печати Большой государственной книги 1672 г. Санкт-Петербург : Изд. С.-Петерб. археол. ин-та, 1903. III, V с., 97 л. ил.

20. Русский исторический портрет. Эпоха парсуны : [сб. ст. и кат.] к выставке Гос. Ист. музея, 26 дек. 2003 г. — 31 мая 2004 г.) / авт.-ст.: О. Г. Гордеева [и др.]. Москва : Художник и книга, 2004. 280 с.

21. Янин В. Л., Гайдуков П. Г. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 3. Печати, зарегистрированные в 1970–1996 гг. Москва : INTRADA, 1998. 501 с.

22. Equile Ioannis Austriaci Caroli V. Imp. F. Ad vivum omnes delineati a celeberrimo pictore Iohanne Stradano. Antwerp : P. Galle, 1580. 24 plates. URL: http://bdh-rd.bne.es/viewer.vm?id=0000043254&page=1 (accessed 18.10.2024). (In Lat.).

23. Gundestrup B. Det kongelige danske Kunstkammer 1737 / The Royal Danish Kunstkammer 1737. Vol. 2. Copenhagen : Nationalmuseet ; Nyt Nordisk Forlag Arnold Busk, 1992. 477 s. (In Dan.).

24. Jensen C., Mayer I., Shamin S. and Waugh DC. Russia's theatrical past: court entertainment in the 17th century. Bloomington : Indiana Univ. Press, 2021. XVI, 298 p. (In Engl).

25. Kämpfer F. Das russische Herrscherbild von den Anfängen biz zu Peter dem Grossen. Studien zur Entwicklung politischer Ikonographie im byzantinischen Kulturkreis. Recklinghausen, 1978. 281 s. (In Germ.).

26. Meyer J. and Wandel P. Shahnama. The Colorful Epic about Iran’s Past. Copenhagen : The David Collection, 2016. 212 p. (In Engl).

27. Pluvinel A. de. L’Instruction du Roy en l’exercice de monter a cheval = Reitkunst. Paris : M. Ruette, 1629. [8], 253 p., 58 plates. (In Fr.).

28. Pluvinel A. de. Le Maneige Royale. Braunschweig : G. Müller; A. Duncker, 1626. [8], 40 p., 63 plates. (In Fr.).

29. Spanish School, 17th century equestrian portrait of Philip IV of Spain. The Potomack Company (https://www.potomackcompany.com/auction-lot/spanish-school-17thcentury-equestrian-portrait_9664873909, accessed 18 November 2023). (In Eng.).

30. Waugh D. C., Maier I., Cross-Cultural Communication in Early Modern Russia: Foreign News in Context. Seattle; Uppsala, 2023. 893 p. (In Eng.).


Дополнительные файлы

1. Fig. 1. The equestrian images of Tsars Aleksei Mikhailovich and Mikhail Fedorovich in the Moscow collections / Конные портреты царей Алексея Михайловича и Михаила Федоровича, хранящиеся в Московских собраниях. After: [Русский исторический портрет, 2004, с. 124, 122, 121 (№№ 38, 37, 36)].
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Метаданные ▾
2. Fig. 2. The depictions of Tsar Mikhail Fedorovich in the Tituliarnik of 1672 (RSAAA, f. 135, no. 401) and in the equestrian portrait SHM 32936 / Изображения царя Михаила Федоровича в Титулярнике 1672 г. (РГАДА, ф. 135, № 401) и в конном портрете ГИМ 32936.
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (666KB)    
Метаданные ▾
3. Fig. 3. The emblem on the Muscovite state seal: engraving on the title page of the Moscow Bible of 1663; the seal of Grand Prince Ivan III / Эмблема на печати Московского государства: гравюра на титульном листе Московской Библии 1663 г.; печать вел. кн. Ивана III.
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (451KB)    
Метаданные ▾
4. Fig. 4. The equestrian portrait of Aleksei Mikhailovich (SHM 32935) compared with engravings depicting his contemporary military and political leaders (clockwise from lower left: Count Nikolaus Zrinyi, Elector Johann Georg I of Saxony, Emperor Leopold I, Elector Maximilian I of Bavaria, King Jan III Sobieski) / Конный портрет царя Алексея Михайловича в сравнении с гравюрами, изображающими современных ему военачальников и политических фигур (по часовой стрелке, с левой стороны внизу: граф Николаус Зрини [Николай Зринский], саксонский курфюрст Йоханн Георг I, император Леопольд I, баварский курфюрст Максимилиан I, польский король Ян III Собеский).
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Метаданные ▾
5. Fig. 5. Detail from the icon of the “Blessed Host of the Heavenly King” (“Church Militant”) / Деталь иконы «Благословенно вoинство Небeсного Царя» («Церковь воинствующая»). Wikimedia.
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (635KB)    
Метаданные ▾
6. Fig. 6. Illustrations in the Tituliarnik of 1672 with depictions of horses on heraldic ‘arms’. In the top row, center, the arms of the Muscovite state, flanked by seals for two of the chanceries. In the bottom row, seals for various regions, the image on the far right the arms of the Grand Principality of Lithuania, and next to it an image for the Grand Prince of Lithuania, bearing a shield with the double cross of the Jagiellonian Dynasty / Иллюстрации гербов, изображающих лошадей, в Титулярнике 1672 г. В верхнем ряду в центре герб Московского государства и по бокам печати двух приказов. Внизу, печати разных областей, включая (крайняя справа) гербы Великого княжества Литовского и великого князя Литовского (рядом), с крестом династии Ягеллонов на щите.
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Метаданные ▾
7. Fig. 7. The seals of Moscow Grand Prince Vasilii II and his father-in-law, Lithuanian Grand Duke Vytautas / Печати великого князя московского Василия II и его свекра великого князя литовского Витовта.
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (250KB)    
Метаданные ▾
8. Fig. 8. The Lithuanian coat of arms from a manuscript dated ca. 1555 / Литовский герб (из рукописи ок. 1555 года). Wikimedia.
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (743KB)    
Метаданные ▾
9. Fig. 9. Scenes of the royal hunt painted on the west wall of the Qaysariyyah Gate at one end of the central square (the maidan), Isfahan, early seventeenth century / Изображение королевской охоты на западной стене Кайсарийских ворот на окраине центральной площади (майдан), Исфахан, начало XVII в. Photo: D. Waugh.
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Метаданные ▾
10. Fig. 10. Engravings showing galloping horses in the Pluvinel book, ills. 38, 43 / Скачующие лошади в гравюрах книги Плювинеля, илл. 38 и 43.
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (583KB)    
Метаданные ▾
11. Fig. 11. The heraldic images for ‘all the Northern lands’ of the Muscovite state – in the Tituliarnik of 1672 (RSAAA, f. 135,no. 401) and RNL, Hermitage coll., no. 440; the possible “source” for the depiction, Pluvinel, ill. 10 / Гербы «всех северных стран» Московского государства, в «Титулярнике» 1672 g. (РГАДА, ф. 135, № 401) и РНБ, Эрмитажное собр., № 440; возможный источник в книге Плювинеля, илл. 10.
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (932KB)    
Метаданные ▾
12. Fig. 12. Images of St. George from the Tituliarnik and from the icon painted by Nikita Pavlovets / Изображения св. Георгия в «Титулярнике» и из иконы, написанной Н. Павловцем.
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (566KB)    
Метаданные ▾
13. Fig. 13. Nikita Pavlovets’ icon of SS. Demetrius of Thessaloniki and St. George, ca. 1670 / икона свв.ятых Георгия и Димитрия Солунского, написанная Н. Павловцем ок. 1670 г. After: [Брюсова, 1984, илл. 28].
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (358KB)    
Метаданные ▾
14. Fig. 14. Comparison of Nikita Pavlovets’ icon image of St. Demetrius of Thessaloniki and two of the analogous horse engravings in Pluvinel, ills. 15, 13 (reversed horizontally) / Сравнение изображения св. Дмитрия Солунского на иконе Н. Павловца с гравюрами лошадей в книги Плювинеля (Илл. 15, 13 [размещена горизонтально]).
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (847KB)    
Метаданные ▾
15. Fig. 15. Comparison of the equestrian images of Tsar Aleksei Mikhailovich with analogous engravings from the Pluvinel book (Ills. 26 [reversed horizontally], 15, 27a) / Сравнение конных портретов царей Алексея Михайловича с аналогическими гравюрами из книги Плювинеля (илл. 26 [размещена горизонтально], 15, 27а).
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Метаданные ▾
16. Fig. 16. Details of the horse protomes in the Russian portraits and in the Pluvinel engravings (ills.15, 26) / Детали протом лошадей в русских портретах и в гравюрах Плювинеля (илл. 15, 26).
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (462KB)    
Метаданные ▾
17. Fig. 17. Details of the horse protomes: in Pluvinel (Ill. 15), in the St. George images in the Tituliarnik of 1672, and in the icon painted by Pavlovets / Детали протом лошадей: у Плювинеля (илл. 15), изображений св. Георгия из Титулярника 1672 г. и иконы, написанной Н. Павловцем.
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (109KB)    
Метаданные ▾
18. Fig. 18. Comparison of the horses in the equestrian portrait of Tsar Mikhail Fedorovich (SHM 32936) and two of the Pluvinel engravings (ills. 24, 39 [reversed horizontally]) / Сравнение изображений лошадей на конном портрете царя Михаила Федоровича (ГИМ 32936) и гравюрах книги Плювинеля (илл. 24, 39 [размещены горизонтально]).
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (715KB)    
Метаданные ▾
19. Fig. 19. Rustam, the hero of the Persian Shahnameh – detail from miniature painting, Isfahan, 1640–1650 / Рустам, герой «Шахнамэ» – детали миниатюры, Исфахан, 1640–1650. The David Collection (Copenhagen), Inv. No. 147/2006. Photo by Pernille Klemp. After: [Shahnamа, 2016, p. 122, pl. 25].
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (945KB)    
Метаданные ▾
20. Fig. 20. Equestrian portrait of King Philip IV of Spain, seventeenth century / Конный портрет испанского короля Филиппа IV, XVII в. After: [Spanish school].
Тема
Тип Исследовательские инструменты
Посмотреть (329KB)    
Метаданные ▾

Рецензия

Для цитирования:


Уо Д.K. Возможный источник изображения лошадей на конных портретах царей в XVII в. Scriptorium slavicum. 2024;(2):9-35. https://doi.org/10.20913/script-2024-2-01

For citation:


Waugh D.C. A Possible Source for the Depiction of the Horses in the 17th-century Equestrian Portraits of the Tsars. Scriptorium slavicum. 2024;(2):9-35. https://doi.org/10.20913/script-2024-2-01

Просмотров: 107


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 3034-4913 (Print)