Preview

Scriptorium slavicum

Расширенный поиск

Образ жены Откровения в публицистике первой половины XVI века в России

https://doi.org/10.20913/script-2024-1-01

Аннотация

С конца XV в. можно наблюдать более широкое присутствие и использование книги Откровения в России, вероятно, благодаря культурному влиянию Запада, где эта новозаветная книга и ее экзегеза были гораздо более распространены в контексте средневекового профетизма и реформаторских тенденций. Несомненно, важную роль должен был сыграть вопрос о датировке конца света, который беспокоил сознание того времени и который в восточнославянском мире связан с вопросом о седьмом тысячелетии (1492 г.).
Именно в этом контексте следует интерпретировать разное использование образа жены Апокалипсиса в сочинении Об обидах церкви, в Послании старца Филофея, адресованном дьяку М. Г. Мисюрю Мунехину, а также в Слове о нестроениях и бесчиниях Максима Грека. Если в первом сочинении анонимный автор держит эсхатологический горизонт на переднем плане с сильным призывом к верности христианской традиции не только в доктринальном, но и в моральном плане, то в своем Послании старец Филофей использует этот образ для иллюстрации идеи о переносе христианской Церкви и одновременно царской власти в Москву, в то время как афонский монах превращает образ жены в воплощение харизмы власти, выстраивая диалог, в котором главный герой – жена по имени Василия – иллюстрирует моральный упадок царств и княжеств того времени, призывая к обращению правителей и следуя подходу, который остается чуждым идее Третьего Рима.

Об авторе

М. Гардзанити
Университет Флоренции
Италия

Марчелло Гардзанити, PhD, доктор восточных церковных наук, профессор кафедры образования, языков, межкультурных отношений, литературы и психологии

Виа делла Пергола, 60, Флоренция, 50121



Список литературы

1. Schmid J (1956) Studien zur Geschichte des griechischen Apokalypse-Textes. Teil 1. Der Apokalypse-Kommentar des Andreas von Kaisareia. Eisleitug. 376 S.

2. Алексеев А. А. Текстология славянской библии. Санкт-Петербург : Дмитрий Буланин, 1999. 254 с.

3. Алексеев А. А. [и др.. Библия Матфея Десятого: комментарии // Библия Матфея Десятого 1507 года из собрания Библиотеки Российской академии наук. Санкт-Петербург, 2020. Т. 2 : Исследования и материалы. C. 71–114

4. Алексеев А. А., Лихачева О. П. К текстологической истории древнеславянского Апокалипсиса // Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Академии наук СССР. 1985. Ленинград, 1987. С. 8–22

5. Гардзанити М. Imperium и sacerdotium в России XVI в.: размышления псковского старца Филофея и афонского монаха Максима Грека // Новое прошлое / The New Past. 2023. № 3. С. 54–71. DOI: https://doi.org/10.18522/2500-3224-2023-3-54-71

6. Даниил, митр. Московский. Сочинения / исслед., подгот. текстов и изд. Л. И. Журовой. Москва : Индрик, 2020. 848 с.

7. Емченко Е. Б. Священство и царство в XVI в. (Максим Грек и Стоглавый Собор) // Вопросы религии и религиоведения. Москва, 2010. Вып. 2, кн. 1 : Религиоведение в России в конце XX – начале XXI в. С. 90–102

8. Журова Л. И. Авторский текст Максима Грека. Рукописная и литературная традиции. В 2 ч. Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2008–2011. Ч. 1. 2008. 490 с. ; Ч. 2. 2011. 301 с.

9. Иосиф Волоцкий. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих : творение преп. отца нашего Иосифа, игумена Волоцкого. Изд. 3-е. Казань : Типо-литогр. Императ. ун-та, 1896. 551 с.

10. Полное собрание русских летописей. Т. 7. Летопись по Воскресенскому списку / авт. предисл. Б. М. Клосс. Москва : Языки рус. культуры, 2001. X, 345 с.

11. Лукашевич А. А. Великое чтение // Православная энциклопедия. Москва, 2009. T. 7. С. 514–515

12. Малинин В. Н. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания: историко-литературное исследование. Киев : Тип. Киево-Печерской Успенской лавры, 1901. 1032 с.

13. Подковырова В. Г. Откровение Иоанна Богослова в Сборнике Матфея Десятого (БАН, Срезн. II.75) // Славянская Библия в эпоху раннего книгопечатания. К 510-летию создания Библейского сборника Матфея Десятого. Санкт-Петербург, 2017. C. 177–201

14. Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). Москва : Индрик, 1998. 414 с.

15. Турилов А. А. Иван Черный // Православная энциклопедия. Москва, 2014. T. 20. C. 638–639


Рецензия

Для цитирования:


Гардзанити М. Образ жены Откровения в публицистике первой половины XVI века в России. Scriptorium slavicum. 2024;(1):11-22. https://doi.org/10.20913/script-2024-1-01

For citation:


Garzaniti M. The Image of Apocalyptic Woman in the Publicism of the First Half of the Sixteenth Century in Russia. Scriptorium slavicum. 2024;(1):11-22. (In Russ.) https://doi.org/10.20913/script-2024-1-01

Просмотров: 127


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 3034-4913 (Print)